Окунемся в историю моды. Кем были первые модельеры? Как возникла профессия кутюрье? На эти интересные вопросы я попыталась найти ответы.
Первой личностью, встретившейся мне на пути знакомства с историей моды, стала Роза Бертен. Во всех источниках ее называют «министром моды». Модистка последней французской королевы Марии-Антуанетты, она перевернула все каноны, всполошила весь мир и до сих пор ее профессионализмом восторгаются все поклонники моды. В чем же ее секрет?
Во Франции пошивом одежды в давние-давние времена занимались исключительно мужчины. Но в 1675 году все изменилось, и женщинам было разрешено шить несложные вещи. В эпоху рококо на первый план вышла новая женская профессия – модистка (франц. modiste, от mode, мода. Торгующая женскими нарядами, или приготовляющая их. Михельсон А.Д. 1865 г). В обзоре на книгу Мишель Сапори (Michelle Sapori. Rose Berthin, ministre des modes de Marie- Antoinette) слово модистка переводится как «продавщица мод». Что входило в ее профессиональные обязанности? Украшение платьев, дополнение образа различными аксессуарами, изготовление шляп, пошив аксессуаров – накидок, шляп, поясов, а также несложной одежды, перешивание платья.
Портрет Розы Бертен
Роза Бертен пришла в эпоху рококо – в эту очень воздушную, необыкновенную, галантную эпоху рокайлей и волютов, воздушных платьев, оборок и цветов… Благодаря тому, что профессия модистки была официально признана, на сцену истории смогла выйти эта удивительная женщина, обладавшая, похоже, всеми талантами сразу.

Бертен родилась в 1744 году в Аббевиле (на севере Франции). Маленькую Мари-Жанну отдали на обучение шляпнице. В 16 лет она покидает родной дом и направляется в Париж и поступает на работу к модистке в модный салон. Благодаря своему таланту общения Роза Бертен знакомится не много ни мало с самой принцессой де Конти и принцессой де Ламбаль. Каким образом это произошло - достоверно не известно. Дамы оказали финансовую поддержку талантливой модистке, и в 1773 году был открыт модный салон Le Grand Mogol. Кстати, в Википедии дата открытия салона - 1770 год. Очень интересное название у салона. Великий Могол – так был назван драгоценный камень, самый большой на то время бриллиант, найденный в Индии, но впоследствии утерянный.
Благодаря своим великим покровительницам мадам Роза смогла познакомиться и очаровать юную королеву Марию-Антуанетту, тем самым утвердив себя в роли самого модного дизайнера в королевстве. Роза Бертен и Мария-Антуанетта нашли друг друга, что называется. С этого момента слава модистки растетет с каждым днем. Она стала очень важной персоной, что позволяло ей вести себя довольно раскованно и не стесняться даже самых высокопоставленных дам. В книге Анни Латур «Волшебники парижской моды» читаем строки одной дамы, приехавшей в салон Бертен: « Модистка в элегантной блузе полулежала в шезлонге и едва соблаговолила приветствовать знатную даму чуть заметным кивком головы. Она позвонила, и явилась молоденькая обворожительная нимфа, звали ее мадемуазель Аделаида. «Дайте мадам, - сказала м-ль Бетен, - чепчики, что мы сшили в прошлом месяце». Но дама хотела посмотреть совсем новые чепцы. «Это невозможно. Во время моей последней работы с королевой мы остановились на том, что новые, более современные модели чепцов появятся в продаже не раньше, чем через неделю».

Платья эпохи рококо

Платья эпохи рококо

В чем же заключался талант великой модистки? Главным образом в придумывании модных новинок. Я встретила следующие: цвет блохи (пюсовый), турнюр, Бертен владела методом моделирования с помощью криволинейного кроя. Она предлагала законченные образы своим заказчицам. Она совершенствовала гардероб Марии-Антуанетты. А кто же не захочет одеваться так же, как королева? Вот и весь секрет модных образов. Чтобы проиллюстрировать данное утверждение, приведу выдержку из книги Даниэля «Рококо»: «Бывало, что живая речь непосредственно переливалась в забавные формы моды и наоборот. Вот любопытный пример. Однажды Бомарше, публично высмеивая одного из своих противников, редактора «Газетт де Франс» и главного цензора Марена, передразнил его смешное (для парижанина) произношение: Ques-a-co? («Что такое?» на провансальском наречии). Публика веселилась от души. «Мария Антуанетта пришла в такой восторг от этого словечка, что без конца повторяла его, а ее модистка г-жа Бертен в угоду своей августейшей клиентке придумала прическу под названием «Кес-а-ко», которую немедленно переняли все остальные дамы. «Это, - писал Башомон, - был султан из перьев, который модницы прикалывали на затылке; после того, как эту прическу стали носить принцессы и г-жа Дюбарри, она снискала огромную популярность и распространила унижение стертого в прах Морена и на область туалетов».Мария Антуанетта
Кроме творческой, у Бертен была и предпринимательская жилка. Наладить такое производство модных платьев мог не каждый. В 18 веке только женщина, поддерживаемая самой королевой, смогла это сделать. Это поистине достойно восхищения. На Розу Бертен работало множество сотрудников, она взаимодействовала с поставщиками и высокопоставленными клиентами. И все это – Бертен.
Платье эпохи рококо
Но век ее модного творчества был недолог, всего около 20 лет. С казнью королевы стала угасать и работа Бертен во Франции. В 1792 году ей удалось уехать из родной страны в Германию, а затем и в Англию. Конечно, она продолжала обслуживать модниц того века, ведь и беглая французская знать все еще хотела изысканно одеваться. В 1800 году Бертен прибыла обратно в Париж с целью продолжать свою работу. Но вскоре стало понятно, что время рококо уже прошло, наступила новая эпоха, которую мадам Роза уже понять (или принять) не смогла. Свое предприятие она передала племянникам, а сама уехала в свое поместье. Скончалась Бертен в 1813 году.
Жаль, что нет источника, где были бы собраны иллюстрации ее костюмов. Было бы интересно проследить тенденции. Чтобы проникнуться временем рококо, можно посмотреть фильм «Мария Антуанетта» режиссера Софии Копполы. Кинокартина получила премии за лучший дизайн костюмов.